Согласно сообщения официального сайта www.agata.ru прошедший год для "Агаты Кристи" отмечен появлением нового альбома "Декаданс". И со стороны басиста Глеба Самойлова получилось пополнение: альбом "Маленький фриц" (рецензию на который можно прочесть в "Рок-хронике-3", а саму запись - поиметь в рок-клубовской студии звукозаписи). Кроме того, группа поездила по стране и нанесла дружеский визит во Францию, будучи приглашенной на международный фестиваль "OPEN DU ROCK-90". Такое горячее для коллектива время довольно трудно, на мой взгляд, назвать декадансом. Или все-таки можно? С этим и иными отнюдь непраздными вопросами я обратилась к одному из музыкантов группы. - Глеб, в последнее время свердловские музыканты активно отмечают всяческие юбилеи: пятилетия "Чайфа" и "Апрельского марша", десятилетия "Отражения", "Урфин Джюса", пять лет рок-клуба, наконец. Есть ли у вас в этом году какая-нибудь памятная дата? - Пожалуй, нет. День рождения группы был в феврале, но мы в этом году никак его не отмечали. Ну и разве что такой юбилей: в августе мне будет 21 год, совершеннолетие: раньше ведь этот возраст считался совершеннолетним. И сейчас в вопросах винно-водочных так считается. Так что теперь буду иметь полное право купить. - Скажи, пожалуйста, родственными путями или какими-то иными ты попал в "Агату Кристи"? - Вообще группа развивалась как бы по трем направлениям. Вадик (разумеется, Самойлов. - Ю.А.) с Сашей Козловым играли в одной школьной команде, потом разошлись по институтам, а позднее сошлись - тогда была группа "РТФ" в УПИ. Кроме них, там играл наш звукооператор Саша Кузнецов - на бас-гитаре, а стучал - Алик Потапкин. А я тем временем творил в школе, песенки придумывал, диссидентствовал понемножку в школьных масштабах. Осенью 1987 года получилась такая ситуация, что Вадик с Сашей (Козловым. - Ю.А.) вдвоем остались в "РТФ". У меня в это время был достаточно большой материал накоплен, много песен. И тогда же Вадик, как бы заочно, попросил включить эти песни в свой репертуар. И мы стали репетировать. Это продолжалось где-то с месяц, было даже два концерта, где мы выступали втроем. На дне первокурсника УПИ во Дворце молодежи мы играли под записанные барабаны, а на новогоднем вечере в том же УПИ была уже записана часть подкладки ко "Второму фронту": барабаны, бас-гитара, часть клавишных и гитарных партий. В результате я там ничего не делал, только изображал, что струны дергаю. - На базе этих песен был записан "Второй фронт"? - Да. Но поскольку я тогда еще работал, причем в Асбесте, то он был записан без моего участия: на бас-гитаре играл Саша Кузнецов. А уж после записи, когда надо было альбом презентовать, - это было 20 февраля 1988 года, - мы собрались вчетвером: Вадик, Саша Козлов, я и первый барабанщик наш Петя Май. С тех пор и не разлучаемся - трое, по крайней мере. - Как вы пишете песни с Вадиком? - Все по-разному получается. Иногда мы с Вадиком пишем, иногда он или я с Сашей, или все втроем, или каждый по отдельности. Процесс проистекает абсолютно непредсказуемо, проанализировать его невозможно. - Как-то влияет на тебя то, что вы с Вадиком братья? - Да нет, не особенно. Мы в музыке все трое немножко разными путями идем. На сочетании всего этого и получается то, что называется "Агата Кристи". - Ты на чем-нибудь еще играешь, кроме бас-гитары? - На гитаре, на пианино - на всем дилетантски - так же, как и на бас-гитаре. Потому что ни на чем конкретно не учился, разве что на бас-гитаре год в "Чайнике". Полгода проучился, полгода дурака провалял, правильно, что выгнали. Тогда как раз начались концерты, поездки - невозможно стало и там и сям. Надо было либо учиться, либо музыкой заниматься. - Почему именно такая тема освещена в твоем альбоме "Маленький фриц"? - А я никогда не пытался догадываться об этом. Просто родилась песня однажды - "Партизаны взрывают мосты" - и как-то вне моего контроля пошли песни. Почему-то именно о Великой Отечественной войне и почему-то все время от лица, так сказать, противоборствующей группировки. Но я не задавался такой целью: вот сейчас запишу антивоенный альбом, с позиции Маленького фрица, потом еще проанализирую, как он там связан с Маленьким Принцем или еще с кем-то. То есть я не хочу сказать, что все это с неба взято, так, на халяву наиграно ради чего-то. Может быть, это где-то внутри и сидело, но объяснить словами - по крайней мере, во время записи альбома, - я еще не мог. - Как ты сам относишься к своему альбому? - Много критических замечаний выслушал в его адрес - от разных людей, в основном от музыкантов. Несколько раз я сталкивался с тем, что начинающие и записавшие свой первый альбом люди обычно при этом еще объясняют: там не было того-то, там как-то не получилось, да времени было мало, но ты пойми, что в принципе все хорошо. Нет, я никоим образом не пытаюсь оправдать какие-то там технические огрехи или еще что-то, но тем не менее я считаю, что этот альбом - готовый, а не лабораторный опыт. Таким, какой он сейчас есть, я его принимаю, полностью считаю себя за него в ответе. - Каково твое отношение к благотворительной деятельности - западных групп и наших? - Я считаю, что если деньги есть, так почему же не отдать излишки, тем более на благородные цели? Другое дело, когда перед тобой что-то важное - твое личное, которое, ты считаешь, требует больше средств. Ну вот, например, альбом мой. Какие-то деньги я на него, допустим, скоплю. И встану перед дилеммой: или меня пригласят играть куда-нибудь, или мне записать альбом. Я сейчас не знаю, что я выберу, наверное, все-таки альбом запишу. - А процесс накопления денег длителен? - Никогда не пробовал, не получалось. Надо спросить у сведущих людей. - Когда во Францию поедете? - В июле. Если поедем. - Есть какие-то сомнения? - В нашей стране нельзя ничего точно сказать. С их стороны никаких препятствий нет, с нашей, лично, тоже. - Как проходил конкурс "OPEN DU ROCK", в котором вы участвовали? - Сначала были прослушаны примерно 300 молодых европейских команд, из них выбрали сорок, которые в течение лета-осени прошлого года выступали во Франции. В финал вышли три группы, которые и будут оспаривать первое место. И мы в том числе. - А какой тебе больше всех фестиваль запомнился - из тех, в которых ты участвовал? - Третий фестиваль Свердловского рок-клуба: ночью разбуди - я отвечу то же самое. - Потому что в первый раз принимал участие в такого рода действе? - Может, поэтому, может, потому, что здорово выступили - для меня, по крайней мере. - А, например, "Ступень к Парнасу", где вы стали дипломантами? - Да никак не запомнился. Разве только тем, что по телевизору стали показывать, да и то некоторое время. - Как ты думаешь, в чем секрет успеха вашего коллектива? - Может, потому, что "музыка на широкий круг зрителей". Как я обзываю, это музыка для серости, о серости и исполняемая еще серостями. - Почему??? - Концепция группы - года с 88-го по "Декаданс" - более-менее явно это выражала. Ярче всего это выразилось именно в этом альбоме. Некоторые считают, что "Декаданс" - это шаг вперед. Я думаю, что "Декаданс" - это подведение итогов всей идеи группы. Альбом сделан в прежнем характере, может, просто откровеннее чуть-чуть. Люди, к которым он обращен, это люди уже без всяких признаков каких-либо сильных эмоций. Подразумевается, что тот, кто для них поет, также их лишен сам. И происходит игра: мы как бы говорим слушателю: давай я тебя попугаю? Он отвечает: ну давай... Давай я тебя повеселю? - Ну давай. Давай попляшем? - Ну давай. Что-то такое постоянно происходит и все это как-то идет поверхностно, слегка. - А в первом альбоме разве было не так? - С первого альбома все это и шло. То есть это не значит, что я ругаю нашу музыку: просто носит она такой характер, и все. Именно поэтому многим не нравилась "преувеличенная импозантность" музыки, "гротеск", роскошь какая-то, которая особенно в "Коварстве и любви" была - в варианте на пластинке. Для таких людей нужно каждый раз, неверное, после песни улыбаться и говорить: это мы пошутили, это мы обличаем того-то. Мы восстанавливали в песнях внутренний мир нормального среднего современного человека - не имеет значения, советского или не советского: люди везде одинаковы. С его пустотой, с его неспособностью ни к любви, ни к ненависти, ни к настоящему страху, ни к свободе, ни к еще чему-то. Мы делали такую музыку сознательно, но это не значит, что мы шли на конъюнктуру. Просто как-то так рождалось. - Не отразилось ли в названии "Декаданс" нынешнее состояние коллектива? - Пожалуй, только в том смысле, что непонятно, какая музыка будет дальше, после этого альбома. Хотя, может, рано об этом думать, надо отдохнуть после "Декаданса". - Значит, "Агата Кристи" сейчас ничего не записывает? - Пока ничего. Вадик занимается сольным проектом, я тоже своим вторым альбомом. Если он получится летом или осенью, я буду очень рад. - Ты еще не можешь сказать, какова его концепция? - Понятия не имею. Его концепция, очевидно, - отсутствие таковой. Я не пытаюсь думать, как-то связывать песни между собой. Считаю, что единственная концепция моих песен - это я. Если песни написаны одним и тем же человеком, они какой-то оттенок личностный несут. Это подход не новый, есть люди, которые себе на нем имя сделали. Василий Васильевич Розанов, например. Все его книжки состоят из отрывочных фраз, афоризмов, наблюдений: писал все, что приходило в голову. Этим и запомнился. - Твоя собственная творческая работа не мешает "Агате Кристи"? - Нет, если раньше это еще могло помешать, то сейчас у большинства рок-групп, насколько я знаю, времени свободного навалом. Поэтому и нам никак не мешает. - У тебя много свободного времени? - Ну да... Может, даже слишком. - Чем ты занимаешься? - Книжки читаю, песни пою... Забот хватает. Живу с бабушкой, обихаживаю ее, опекаю. Голова же всегда чем-нибудь забита. Я не чувствую, что тунеядствую - ощущаю себя так, что веду тот образ жизни, для которого, собственно, и рожден. "На Смену!" 15 июня 1991 г. Теплым летним вечером беседовали Г.Самойлов и Ю.Агарева.
|