Агата Кристи известна своим умением обернуть любые шаги в своей деятельности наилучшим образом. Чтобы и засветиться, и выгоду поиметь, и обидно никому не было. А также, давно замечено, отличается непоследовательностью, которая не раз помогала группе выходить из сложных ситуаций с человеческим лицом.
Злопамятность журналистов услужливо подкидывает примеры такой непоследовательности. После первой части "Триллера" обещалась и вторая, причем, как утверждалось, уже была готова; но так и не увидела свет. Обещали не замещать трагически ушедшего Александра Козлова. Потом поругались с Котовым и остались совсем без кадров. Вот тут можно было распасться и умолкнуть, но коварство "Агаты" и любовь поклонников стали стимулом для нового набора. Оттрибьютив НАИВ, братья Самойловы утащили в состав многосменщика Снейка, которому теперь предстоит поучаствовать в очередном для своей карьеры развале группы -но на этот раз хотя бы организованном. А клавишник Константин Бекрев был выкраден из Мира Огня, метко открытого конкурсом "Рок-герой". За такую кадровую поставку калининградцев, разумеется, холят и лелеют, да обещают насовсем лидера не забирать: поиграем, мол, и отдадим. И вот – распад. В лучших традициях группы и этот маневр задуман как основательное коммерческое предприятие. Грандиозный тур от Владивостока до Германии неизменно собирает аншлаги. Обратите внимание: концерты в Москве и Питере – далеко не финальные. При этом в Москве играется уже второй по счету концерт с аналогичной программой. Состав музыкантов теперь таков, что каждый в группе имеет разносторонний опыт музыкального менеджмента – как следствие, ждать можно чего угодно. Ныне вместо второго триллера записывается "Эпилог". Но мы с вами знаем, что в литературе и кинематографе уже давно выработаны приемы, которые позволяют создавать бессчетное количество сиквелов и после того, как над главным героем захлопнули крышку гроба. Что обычно бывает вслед за эпилогом? Некрологи, возвращение джедаев и мушкетеров, назад в будущее?.. А пока сиквел еще не создан и братья Самойловы еще не сконцентрировались на продюсировании, пока они держат концертную форму - идем на них смотреть. Известно, что "прощальный" диск будет непростой: полностью новая первая часть, а позже – "старый багаж" в свежем исполнении. Следящие за туром знают, что именно так сет-лист "Агаты" сейчас и выглядит. И знают, что шоу неизменно начинается со вступления, органично переходящего в "Письмо". Именно так программа строится и сейчас, но если есть в природе место концерту, покупающему с первой же песни, то сегодня у нас на глазах состоялся именно такой. А пока шоу начинается, интригует сцена: всю ее занимает здоровенная черная фигня, и не понять, где же уместится группа. Фигня оказывается одним из экранов, и музыканты сначала появляются там: в каждом отдельном окне проецируется картинка с "рабочего места". После интро панель взлетает, чтобы открыть скульптурную композицию: на эстакаде вверху – Снейк и Бекрев, а внизу на фоне еще одного экрана кружатся с гитарами Самойловы. Экран на заднике сцены непривычен, зернист, но от этого и более "честен", нежели современные панели, способные показывать картинку высокого разрешения и размера, но именно эта зернистость создает ощущение того, что экран – огромный, в традициях западных шоу. "Поход", "Ураган", "Ты и я", "Секрет" - в старом материале пока не слышно существенных реаранжировок. Гитары братьев звучат привычно стройно, однако в какой-то момент "проваливаются" на задний план, со скрежетом выныривая из мешанины, затеянной ритм-секцией. Возможно, тут виноват звук "Олимпийского", который на новом "Пароле" резко начинает сдавать: на протяжении песни от Вадима слышно буквально три внятных слова. Либо слетели настройки, либо звукорежиссер к концу тура расслабился и устал. Свет при этом прекрасен. Концептуально раскрашивает всё вокруг, гармонирует с экранами, не бьет в глаза, срабатывает под нужные акценты. На просторах нашей бескрайней родины по-прежнему мало площадок, на которых может развернуться светорежиссер, поэтому здесь его энтузиазм не гаснет. Глеб участливо интересуется настроением москвичей. Москвичи довольны и готовы подпевать как старое, так и новое. Вот только акустика зала и тут подводит: слова, которые выводит зал, тоже сливаются в кашу. Если не знаешь текстов сам, часто их бывает не разобрать даже в шлягерах, давно перешедших в разряд русского фольклора. Закончив с новинками пронзительным "Сердцебиением" и обреченной "Дорогой", обращаемся к хитам прошлого. "Пуля" и сольная песня Вадима "Никогда" идут блоком, который группа посвящает памяти Сергея Бодрова. Органично звучит песня "Вольно!", наличие которой в программе вашего покорного слугу порадовало отдельно. Именно в этой вещи наконец проявляется обещанное обновление звука, которое сплошь и рядом случается со старой гвардией, подпитываемой молодыми музыкантами (если, конечно, гвардия - не из совсем застрявших в русском роке). Однако такие номера как "Два корабля" и "Черная луна" от электронной аранжировки, более близкой к ремиксу, поубавили в драматизме: не спасает даже традиционная исполнительская мощь Снейка. Мешает то ли примоченность барабанов, то ли подложка – из-за звука и не разобрать. Снейку, кстати, играть с "Агатой" очень идет. Бекрев иногда спускается с верхотуры и бегает с басом перед рампой. Звук продолжает разваливаться. Солистов бросает то в жар, то в холод, и когда они обращаются к микрофонам с экзальтированными криками, кроме собственно криков, не слышно больше ничего - не узнать даже знакомых гармоний аккомпанемента. А в наиболее заслуженных боевиках братья зачастую поют с ленцой и даже небрежностью, которая, как назло, слышна очень отчетливо. Но что делать – эта томная интонация у них фирменная. Однако все эти огрехи очевидны только для человека, который поставил себе цель сравнить впечатления от студийной работы и концертного исполнения песен. Массовый слушатель ждет, знает и подпевает с первых тактов – отлично. Главное - обозначить, чему подпеваем. Иногда публика с энтузиазмом угадывает мелодию, услышав знакомый рифф или просто "включившись" в тональность. Оцените подборку: "Ковер-вертолет", "В интересах революции", "Опиум для никого", "Как на войне" - и прикиньте, какую часть текста там пропели Глеб или Вадим. После этого (и уходящего в небеса "Корвета") самое время взять небольшую паузу: все-таки музыканты уже в возрасте, и скакать по сцене, надсаживая глотки, полтора часа, им непросто. А теперь – слайды! На опустившемся обратно переднем экране – несколько фотографий из истории ансамбля с самого ее начала. Кстати, не всякому музыканту доводится поиграть не то что за ширмой, а вот за такой штукой, отгородившись от зала. Каково им там, интересно? Экран тем временем превращается в театральный занавес. Вся группа спустилась вниз, чтобы выдать весьма разностороннюю концовку из почти синти-поповых версий "ХалиГалиКришна" и "Дворника", жесткой буффонады "Viva Kalman!" и последнего нетронутого боевика – "Сказочной тайги", спетого, наконец, честно и целиком, и даже с дополнительной репризой. Ну и в конце - ожидаемая "Я буду там" с благодарностями всем-всем-всем, кто организовывал, исполнял и слушал. Если вы вдруг никогда не видели "Агату" - ее стоило увидеть сейчас. |